Ртутные лампы нашли широкое применение в быту. При этом ртуть оказывает негативное влияние на организм человека. Жидкий металл оказывает токсическое действие на эндокринные железы, на зрительный анализатор, на сердечно-сосудистую систему, органы пищеварения.
Кроме того, ртуть негативно воздействует на окружающую среду. При загрязнении почвы ртутью данный компонент накапливается в корневой системе растительности, которую употребляют живые организмы. Ртуть, находящаяся в атмосфере в форме паров, удерживается споровыми и хвойными растениями.
Опасны выбросы и осаждения ртути с осадками в воду, поскольку в результате деятельности микроорганизмов образуется растворимая в воде и сильно токсичная металртуть, которая повышает степень отравления организма человека.
Отработанные ртутьсодержащие лампы относятся к отходам I класса опасности (чрезвычайно опасные) и подлежат сбору и отправке на демеркуризацию (обезвреживание).
Очевидно, что складировать отработанные ртутьсодержащие лампы совместно с твердыми коммунальными отходами категорически запрещается.
Собирать и хранить отработанные ртутьсодержащие лампы следует в целых индивидуальных картонных коробках от ламп типа ЛБ, ЛД, ДРЛ и др.
На территории Пермского края действуют пункты приема отработанных ртутьсодержащих ламп. Обязанность по созданию мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп возложена на лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, а также на органы местного самоуправления. Указанные лица обязаны информировать потребителей о нахождении мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп.
Одна разбитая лампа, содержащая ртуть в количестве 0,1 г, делает непригодным для дыхания воздух в помещении объемом 5 000 м3.
При разбитии ртутьсодержащих ламп место разбития необходимо обработать 10%-ным раствором перманганата калия и смыть водой. Осколки следует собрать щеткой или скребком в металлический контейнер с плотно закрывающейся крышкой, который заполняется раствором марганцовокислого калия.
Пермская межрайонная природоохранная прокуратура
Обзор санитарных правил и норм СанПин 2.1.3684-21 в части, касающейся требований к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
С 01.03.2021 начали действовать санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее – Правила).
Правилами установлены, в том числе, требования к контейнерным площадкам для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО).
Помимо организации контейнерных площадок предусмотрено обустройство систем подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками, специальных площадок для накопления крупногабаритных отходов.
При установлении контейнерных и (или) специальных площадок необходимо соблюдать минимальное расстояние от указанных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи: не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров. При уменьшении указанного расстояния требуется оценка заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям.
На контейнерных площадках допускается размещение не более 8 контейнеров для смешанного накопления ТКО или 12 контейнеров, из которых 4 - для раздельного накопления ТКО, и не более 2 бункеров для накопления крупногабаритных отходов (далее – КГО).
Также Правила устанавливают дополнительные требования к раздельному накоплению ТКО, в частности:
- контейнерные и (или) специальные площадки могут устанавливаться на расстоянии не менее 8 метров, но не более 100 метров до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи; не менее 10 метров до территорий медицинских организаций в городских населённых пунктах, не менее 15 метров в сельских населённых пунктах;
- владельцем должны быть предусмотрены контейнеры для каждого вида отходов или группы однородных отходов, исключающие смешивание различных видов отходов или групп отходов, либо групп однородных отходов.
Теперь периодичность вывоза КГО выглядит следующим образом: не реже 1 раза в 10 суток при температуре наружного воздуха плюс 4 °C и ниже, а при температуре плюс 5 °C и выше - не реже 1 раза в 7 суток.
Районам Крайнего Севера и местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, на территориях Арктической зоны, а также малонаселенным и труднодоступным местностям предусмотрено право по согласованию с главным государственным санитарным врачом по субъекту Российской Федерации принимать решение об изменении периодичности вывоза ТКО (КГО).
Владелец контейнерной и (или) специальной площадки обеспечивает проведение уборки, дезинсекции и дератизации контейнерной и (или) специальной площадки. Не допускается промывка контейнеров и (или) бункеров на контейнерных площадках.
Правилами допускается сбор и удаление (вывоз) ТКО (КГО) с территорий сельских поселений или с территорий малоэтажной застройки городских поселений бестарным методом (без накопления ТКО (КГО) на контейнерных площадках).
Приложением № 1 к Санитарным правилам предусмотрены санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия при эксплуатации контейнерных и специальных площадок.